За передовую магию
"…То тарелками пугают,
 дескать, подлые, летают,
 то у вас собаки лают,
 то руины говорят…"
В.С. Высоцкий 
"Письмо в редакцию передачи "Очевидное-Невероятное"
 
Мировоззренческий подход к проблеме вселенского одиночества
 
    В процессе развития современной цивилизации с ее монотеистическим культурным базисом и догматической отгороженностью от широкого гностического восприятия мироздания, сложилась ситуация, при которой обычный средний человек перестал воспринимать бесконечное многообразие окружающего мира и был вынужден заниматься построением собственного умозрительного миропостроения. Чем меньше различных богов становилось в окружающем мире, тем жестче делались рамки моральных и психических запретов существования отдельного человека. 
    Однако же, доподлинно известно, что, если у человека отнять бога, то он неизбежно создаст себе нового, а то и не одного. Мир - широк, и почвы для взращивания новых кумиров предостаточно. Собственно, все, что попадает в разряд загадочного, таинственного и необычного, все, что человек не способен объяснить "с ходу", все, что противоречит его собственному опыту, человек склонен проводить по ведомству божественного, будь то глас свыше, мироточащая икона, летающие тарелки или генная инженерия. 
    Разумеется не все. И не всегда. Ибо другим, не менее серьезным стимулом, который заставляет людей обращать внимание на непонятное и удивительное, является уверенность в познаваемости окружающего мира до самых его непостижимых границ (прошу не счесть каламбуром). 
 
Понятийный аспект
 
    Когда речь заходит о явлениях научных, естественных, мистических и потусторонних, и, уж тем более, социальных, прежде всего, хочется оговорить значения используемых терминов и понятий. Самое основное – это разумеется отсутствие стабильных понятийных компонентов при описании явлений, представленных в сфере социальной и духовной. Взять хотя бы такие простейшие и постоянно применяемые понятия, как цивилизация и культура. Почему-то общепринятым считается прямая зависимость между изменениями этих величин. Развивается цивилизация – растет культура; народ становится культурнее, а, значит, цивилизованней. Продолжая мысль можно добавить: если у человека «Роллекс» на руке и мобильный телефон в кармане, ездит он в «мерседесе» и в комнате у него кондиционер, значит  индивид этот - просто светоч культуры. А уж, если он еще и стрелять умеет!.. 
    Правда, вспоминается высказывание французского физика А. Пуанкаре о Соединенных Штатах: «Америка перешла от дикости к цивилизации, обойдя стороной культуру». (Возможна погрешность в точности цитирования, но смысл не искажен.) Итак, проявляется некоторое, если не противопоставление, то явное смысловое разграничение этих понятий.  
Попробуем определить эти понятия, по крайней мере, в рамках данной работы.  
    Итак,… 
Понятия цивилизации и культуры
 
    Частное определение понятия Цивилизация может быть представлено как "комплекс законов и правил, определяющих отношение людей ко всем искусственно созданным проявлениям окружающего мира" 
    Чем сложнее уровень искусственных систем, в пространстве которых существует человек и, следовательно, чем выше требования по адаптации человека к упомянутым системам, тем выше может быть оценен уровень цивилизации.  
    Иначе говоря, уровень цивилизованности человека определяется его уровнем "умения нажимать на кнопки", теми устройствами, машинами и механизмами, которыми он окружает себя для облегчения своего существования. И, возможно это прозвучит как парадокс, но явление "цивилизаторства", волна изобретений, развитие промышленного производства являются, прежде всего, воплощением чаяний и стремлений лентяев всего мира и всей истории человечества к легкой жизни, обеспеченной переложением трудных и рутинных забот на плечи умных машин и механизмов. Критерием роста уровня цивилизации может служить оценка структурной сложности созидаемых систем. Переход от каменного топора к топору железному и, далее, к топору стальному - очевидный признак тенденции к росту уровня цивилизации. Хотя, делая небольшое отступление, можно упомянуть и о том, что в одних и тех же условиях возможно существование одновременно развивающихся, но противоположно направленных тенденций цивилизованности. В средневековой Европе, в частности, выделим два процесса.     С одной стороны, несомненный рост уровня прикладных технологий в оружейном, гончарном, ткацком ремесле, с другой стороны - посильное купирование развития ряда естественных наук, таких как математика, астрономия и т.д. По этому поводу позволю себе привести высказывание, приписываемое известному богослову Августину Блаженному: " Добрый христианин должен остерегаться математиков и всех тех, кто изрекает пустые пророчества. Опасность заключается в том, что математики заключили договор с дьяволом, чтобы помрачить ум человеческий и увлечь его в ад." 
  

    Формальное частное определение понятия Культура может звучать следующим образом: 
    "Культура - комплекс законов и правил, определяющих отношение людей к той природной и социальной среде, в которой он существует. И, прежде всего, это сумма тех законов и правил поведения и адекватных реакций, которыми руководствуется отдельный индивид или группа индивидов по отношению к себе подобным в частности и по отношению к живому миру в целом." 
    В качестве примера можно привести некоторые утвердившиеся в умах исторические события. 
    Разработка культуртрегерского проекта знаменитых в определенных кругах так называемых "десяти заповедей" была, несомненно, революционной для своего времени в культурном отношении, поскольку недвусмысленно ориентировала систему взаимоотношений между людьми на поиск возможных компромиссов, с целью создать оптимальные условия жизни и развития не только отдельного индивидуума, но и социальной группы. И напротив, введение института миссионерства спровоцировало тенденцию деградации культуры, поскольку была инициирована социальная среда, основанная на подавлении свободного развития сознания и упрочении пирамидальной структуры государственного аппарата, как единственно возможного, последствия чего не перестают быть фатально значимыми и в настоящее время. 
 

Понятие информационного пространства.
 
    Понятие «поля» вошло в нашу жизнь отнюдь не сразу после появления подобного термина в научной сфере, в частности в физике. Хотя термин «поле» был известен в математике достаточно давно и воспринимался скорее как описание набора непрерывных или дискретных значений неких функций, общепринятое, «популярное» значение его стало обиходным после определения понятий электрического и магнитного полей. Термин был подхвачен «на ура» представителями наук умозрительных, магами, колдунами, экстрасенсами и мистиками. Только значение его претерпело сильные изменения. Помимо чисто физического аспекта термин «поле» стал приобретать значения отвлеченные и философские. Например, «событийное поле», «поле символов». Дальнейшее развитие понятия привело к появлению таких терминов, как «информационное поле», «биологическое поле», «ментальное поле» и «поле астральное». Со временем как-то забылось, что последние из упомянутых терминов представляют собой формы скорее понятийного плана, нежели дословно физического. Отсюда стала проистекать невероятная путаница. Многие люди употребляют термины типа «энергоинформационное поле» будучи совершенно уверенными, что поле это имеет свойства самодостаточного объекта, а не является функцией набора материальных объектов. 
    Прежде всего, дадим определение понятия "информация". Определение можно брать и строго математическое, по Винеру или Сапожкову, но, рассматривая данную работу как общеописательную, следует говорить скорее об общефилософском определении. В данном контексте информацией назовем меру структурной неоднородности, соотнесенную с неким единичным объемом пространства. Чем выше степень неоднородности данного пространственного континуума, тем выше его информационная плотность. 
    Приняв "по умолчанию" постулат о том, что в материальном мире невозможно существование нематериальных объектов, примем решение, что автономное существование некой абстрактной "информации" как вещи в себе невозможно. Информация всегда имеет некий материальный носитель. Или, иными словами, информация есть структурирование элементов данного пространства. 
    Поэтому, когда речь заходит о понятии "информационного поля " или "информационного пространства" стоит отдавать себе отчет в том, что это не есть некая субстанция на манер медиумической эктоплазмы, попав в которую человек чудесным образом обретает некое знание. Это скорее набор частиц, объектов и систем взаимодействия определенной области пространства, который человек может осознать и оценить аналитически при наличии адекватных каналов информационного обмена и самого аналитического аппарата, то бишь - сознания. 
    Под системами же взаимодействия понимается не только взаимовлияние объектов данного набора на уровне прямого воздействия, но и их взаимное расположение в пространстве и времени, и причинные взаимодействия различных порядков. 
Понятие "живой вселенной". 
    Многовековые попытки ученых (в том научном пространстве, которое принято называть современной наукой) определить границы таких понятий как "сознание", "мышление", "разум" сводятся, на данный момент, к основной парадигме непрерывности вертикальной сложности развития сознания в целом. В данном случае скорее применимо определение нечетких множеств, когда на различных уровнях организации сложности биологических и не только биологических систем невозможно с единичной вероятностью выдвигать утверждение о наличии или отсутствии сознания у локальной высокоорганизованной системы. 
    В знаменитом романе Веркора "Люди или животные" описывается проблема, которая была не по плечу ученым начала века - определить принадлежность живого антропоморфного существа к человеческому роду или же отсутствие таковой принадлежности. В наше время, казалось бы, этот вопрос решается, как говорится "с ходу", достаточно провести анализ на количество хромосом. Однако же на современном уровне и вопрос ставится шире. Субъект не обязан быть антропоморфным для того, чтобы обладать сознанием. Ибо выяснилось, что достаточно высоким уровнем сознания обладают многие приматы (вплоть до уровня овладения сложным знаковым и фонетическим языком). Писатели-фантасты затерли до дыр сюжеты с участием негуманоидного разума, в чем, вроде, уже и сомнений нет, поскольку специалисты по вычислительной технике недвусмысленно намекают, что в самом скором времени компьютеры будут умнее нас. Исследования в области сложных растительных сообществ показывают, что элементы информационного обмена существуют и у растений. Даже отдельные живые клетки способны, согласно исследованиям А. Гурвича, вести информационный обмен на уровне простейших сигналов. 
    Вверх же по шкале сознания от человеческого разума предполагается развитие его путем интеграции с полупроводниковыми структурами в виде сверхмалых микропроцессоров. Причем, как показывают работы некоторых американских ученых, параллельно с наращиванием индивидуального потенциала сознания, предполагается и обобщение разумов отдельных людей в разумы групповые, вплоть до планетарного. Правда, подобного рода  тенденцию предвосхитил еще академик Вернадский в учении о ноосфере. Более того, он предполагал, что развитие разума на этом не остановится и неизбежно перерастет в космическую фазу.  
    Предполагается, что на данной стадии развития, если принять эту модель в качестве рабочей гипотезы, законы социальные станут не просто доминантными, но и получат статус законов существования материальных объектов.  
Предположений и гипотез на эту тему создано немало. И, поскольку данная статья не является строгим научным трудом, можно позволить себе некоторые отвлеченные рассуждения, не противоречащие известным научным определениям, на тему взаимосвязи физических перспектив развития человеческого общества и тенденций его интеллектуального и культурного развития. 
 
Гипотезы
 
    На основе сделанных выше определений можно построить ряд гипотез высокой степенью вероятности определяющих положение человеческого общества в ближайшей исторической перспективе. 
 
    Гипотеза о взаимосвязи данных явлений при увеличении меры операторного присутствия в технологических процессах.
    С древних времен замечались интересные взаимосвязи между людьми и процессами, происходящими в непосредственной близости от них. У одного пастуха и коровы веселые, и надои у них большие, у другого наоборот. А пастбища те же самые, умение пастухов примерно одинаковое. У одного садовода деревья – словно сами растут, у другого, сколько он за ними ни ухаживает, никакого проку. И примеров такому – несть числа. Самое же интересное, что подобного рода феномены происходят не только в отношении живого мира. Порой одни и те же механические или электронные устройства по-разному работают у разных людей. Проявление этого эффекта получило название «операторного воздействия». К операторному воздействию относится не только эффект некоторых флуктуаций протекающих процессов, но и, порой, существование самих этих процессов. К примеру, поиск некоторых ископаемых с помощью так называемого «радиоэстезического метода», то есть оператором, держащим в руках деревянную или металлическую рамку, напрямую зависит от человека, который этот поиск проводит. Способен оператор к поиску – рамка будет двигаться, не способен – движения рамки ожидать бессмысленно. 
    Подобного рода зависимость работы сложных систем (биологических и механо-электрических) от человека, работающего с ними, оператора, была отмечена и принята к сведению, но исследования в этой области начались сравнительно недавно, уже во второй половине двадцатого века. 
    Смысл этих исследований прост. В преобразовании окружающего мира заинтересован, прежде всего, сам человек. И ни одна технологическая система, созданная для такого преобразования, не способна выполнить его таким образом, как это представляется человеку, данную систему использующему. В любом процессе всегда возникают искажения, адекватную коррекцию которых способен выполнить только оператор. И, чем сложнее технологическая система, тем больше необходимость в контрольном и управляющем звене еще более высокой сложности – операторе. 
    Ситуация, однако, имеет и дальнейшее развитие. Чем сложнее аппаратура, осуществляющая тот или иной технологический процесс, тем выше требования к тому человеку – оператору, который с данной аппаратурой работает. В качестве примера подобной высокоорганизованной взаимосвязи «человек – комплекс управления» можно привести работу диспетчеров авиалиний. Уровень квалификации оператора определяется не только тем, какие знания навигационного  оборудования и технических данных условий полетов он имеет, но и тем, насколько этот человек адаптирован к перенесению сверхвысоких эмоциональных нагрузок, насколько адекватна его психика при воздействии сверхнормативных нагрузок, происходящих при возникновении любой внештатной ситуации, которых в этой профессии всегда было достаточно. От оператора требуется, прежде всего, высочайший уровень сосредоточенности и контроля собственных реакций на изменение ситуации в оперативном пространстве. И отнюдь не каждый человек, способный к выполнению сложной работы, связанной с необходимостью принятия верных оперативных решений, может заниматься именно этим видом деятельности. Помимо прочих, важную роль играет и еще один, чисто человеческий фактор – работу эту надо любить. Не будет этого – никакой зарплатой, уговорами, угрозами нельзя будет заставить диспетчера выполнять свою работу правильно. 
   Представим себе систему еще более сложную, многопараметрическую, требующую для контроля протекающих технологических процессов все органы чувств оператора, для коррекции этих процессов – все возможные эффекторы, доступные человеку, не только мускульные, но и нервные, на уровне обмена электрическими импульсами от нервных узлов к электронным датчикам. Оператор такого уровня будет в принципе незаменим, поскольку для воспитания такого оператора понадобятся годы и годы труда. Причем, и оператором для различных видов работ сможет быть отнюдь не любой человек, а лишь обладающий определенным набором личных качеств. 
   Тут вполне может возникнуть вопрос, а не станет ли такой человек чем-то вроде киборга, хотя и с широким, но все-таки профессионально ограниченным набором функций и возможностей. И не окажется ли такой оператор в безнадежнейшем положении в случае, если от процесса, в котором он играет столь значительную роль, вдруг придется отказаться по каким-либо причинам? 
   Вот именно имея в виду подобного рода вопрос, и есть смысл говорить об упомянутых выше понятиях Цивилизации и Культуры. Ибо конвейер Форда олицетворял ответ на заданный нами вопрос с точки зрения Цивилизации. Да, при увеличении уровня специализации роль человека, способного виртуозно закручивать конкретную гайку с левой резьбой, возрастает весьма значительно. Но лишь до тех пор, пока данная гайка является необходимым элементом технологического процесса. Изменяется процесс – становится ненужным человек, годами оттачивавший искусство закручивания гайки с левой резьбой. Цивилизация развивается – люди остаются «за кадром». 
   Тут ведущую роль играет вопрос приоритета целей. В технологической цивилизации того типа, который мы имеем возможность наблюдать в настоящее время, доминантным является стремление создать комфортные условия существования индивидуума за счет ограничения потребностей других индивидуумов на базе случайного приоритета первичных условий существования. И цививилизаторский путь развития, при кажущемся стремлении к развитию базы знаний, на самом деле есть путь использования все большего количества тупиковых технологий, не учитывающих всех сложностей условий существования человеческого вида при постоянном взаимодействии с окружающим миром и себе подобными. 
   Представим себе, однако, систему «оператор – технологический комплекс», в которой внутренняя энтропия сведена к минимальной величине. Проще говоря, момент, когда функции системы становятся ненужными (завершенными, выполненными до конца), становится моментом, когда завершается очередной этап совершенствования данной системы и она начинает выполнение задач, ставших актуальными на данный момент. При этом для оператора системы не только обеспечивается непрерывное развитие жизненных целей и приоритетов, но и происходит изменение окружающего мира в русле оптимизации взаимодействия человека и всего мира, в котором он живет. В данном случае неизбежно совершенствование разумной деятельности, поскольку осмысление достаточных критериев для достижения негэнтропийной тенденции требует этого априори.  
  
  
 
 
Гипотеза о зависимости психоэмоционального состояния высших животных, включая человека и существования физических констант по В. Михайлову.
   Нельзя не упомянуть и еще одного фактора, который неизбежен для существования любой сложной системы, фактора обратной связи. 
   Поскольку ни один однажды инициированный процесс не происходит абсолютно автономно, то он обязан каким-либо образом взаимодействовать с объектами окружения. Которые, в свою очередь, также оказывают влияние на исходный механизм или субъект инициирования.  
   Взрывная волна от взрыва, произошедшего в некой среде, будет распространяться в том или ином направлении и с той или иной степенью затухания в зависимости от свойств этой среды. То есть, произведя некую работу, эта волна потеряет свою энергию в зависимости от способности окружающей среды эту энергию поглотить. И, соответственно, произведет изменения в данной среде. 
   Человек, выросший в некоем социуме, несомненно, приобретет те черты характера, которые данный социум ему навяжет. Но, будучи самостоятельной высокоорганизованной системой и сам неизбежно повлияет на дальнейшее существование этого социума. 
   Та же самая ситуация складывается, когда начинают взаимодействовать две или более систем, до определенного момента в непосредственное взаимодействие не вступавшие. 
   Возможно, подобного рода рассуждения покажутся банальными, но очевидность их отнюдь не является адекватно оцененной при решении вопросов нашего бытия в условиях нынешнего, парадоксального социального баланса между официально абсолютизированным на настоящее время вульгарным материализмом и не менее вульгарным идеализмом. Материализм на данном этапе представлен воплотившейся в реальность мечтой многих и многих о совершенствовании производства высоких технологий и культом экономических отношений. Идеализм, в свою очередь, распределен в широком диапазоне религий и верований, как правило, абсолютизированного, монотеистического толка, не имеющих реального физического смысла. 
 
 
На первую страницу
Хостинг от uCoz