О магах

 



Каждый раз, когда разговор заходит о магах, возникает масса недопонимания, недоразумений и разночтений самых, казалось бы, простых понятий и образов.
И путаница начинается уже на уровне простейших определений. Например, самого понятия магии. Магии, как событийно-социального понятия, как понятия научного.
Вот, например, что приходится порой слышать и читать:
«Да, магия - это наука… Она изучает предмет взаимодействия духа человека (его знания, намерений, самоосознания и т.д.) с окружающим миром. И основное внимание приковано к изменению окружающего мира какими-то нетрадиционными (с точки зрения современных естественных наук) средствами, либо средствами, которые в принципе выходят за рамки компетенции естественных наук. ((С) Безымянный)
Не говоря уже о том, что понятие духа человека не определено, в данном тексте понимание «магии-науки» дано настолько расплывчато, что возникает вопрос, а стоило ли вообще его давать? Тем более, что и понятие «нетрадиционных средств», которыми изменяется окружающий мир, является совершенно абстрактным. Ибо никоим образом не представляет хотя бы намеком функциональную принадлежность этих средств. И не приводится хотя бы общий и отвлеченный пример средств такого рода. Если же говорить о магии именно, как о науке, то необходимо приводить ту систему мер и базисов (т.е. математический аппарат), которые и определяют любую область познания, как научную дисциплину.
Гораздо более аккуратное определение дано, например, в статье "Что такое Магия", ((С) casurus, http://lib.esohost.ru/pnengine/html/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle). Или в статье «К вопросу о прикладной магии» ((С) Кара Мерген, http://karamergen.narod.ru/TopMag1.html)
Само существование данного термина (Магия) было обосновано, на мой скромный взгляд, необходимостью заморочить голову всем, кто пытается самостоятельно выйти на уровень осознания процессов, которые, происходя редко, могут быть отнесены к феноменам, то есть - редко встречающимся, нетривиальным явлениям. Но общее их количество достаточно велико и они обладают некими общими свойствами, которые и позволяют отнести их к одной категории.
(Среди многих определений есть и весьма оригинальные, такие, как, например, в книге О. Маркеева «Оружие возмездия» - «Магия – контролируемая шизофрения»).
То есть, по большому счету, рассмотрению в рамках магии, подлежит вовсе не некое объектное поле скрытых механизмов, представляющих собой самостоятельное пространство взаимодействий. Но реально существующее пространство взаимодействия между физическими явлениями, не выходящими за рамки существующих физических законов, и субъективного их восприятия, позволяющего воздействовать на них операторам, которые имеют слабое представление о реальных механизмах того, чем они управляют.

Практически, такое же положение возникает и по отношению к понятию «маг». Несть числа расхожих и специализированных определений, которые по большей части, строго индивидуальны для каждого, кто такое определение дает.
Хотя и вырисовывается порой некий образ скорее сказочного, нежели реального порядка.
Как писала одна милая барышня на одном из форумов: "маг – существо высшего порядка, властитель себя и реальности". Вообще, почему-то очень многим кажется, что маг – это некий замороченный жизнью старик (в редких случаях молодой мужчина), отрешенный от реальной действительности и погрязший в непонятных опытах в своей лаборатории, переполненной старинными манускриптами, колбами, и связками дурно пахнущих трав. На крайний случай – некий нервный тип, с пронзительным взглядом, харизматическим самомнением и стремящийся к взиманию платы с клиентов авансом.


Вынужден огорчить. "маг – существо высшего порядка, властитель себя и реальности" - не более чем иллюзорное построение. Таких в реальности не бывает. Ну, бывает, что некий голодный человек тешит себя сказками о скатерти-самобранке, нищий - о роскошном дворце и парчевых одеяниях, быдло в мерседесе - о том, что способно стать аристократом...
А на самом деле подобного рода сказки - не более, чем могучая отвлекалочка для тех, кто способен с горя пойти и набить морду тому, кто под прикрытием таких сказочек освобождает карманы мечтателей от излишней финансовой нагрузки.
Или - как отдушина для людей, чем-то в жизни обделенных... Вспоминаются некоторые личности, называющие себя "урожденными", "кшартиями" и получающие искреннее наслаждение от манифестации себя на форумах и чатах. Поскольку их родители (или родственники, или знакомые) внушили им мысль о том, что они - соль земли, а остальные - грязь под ногами. Времена меняются и те, кто внезапно оказался в положении ниже того, которое им казалось достойным, начинают создавать утешительные для себя фантазии...
...впрочем, об этом уже неоднократно писалось и говорилось.
Так вот, мне лично кажется, что, прежде, чем удивляться объему, весу, цвету и разгулу магов на просторах интернета, надо решить с реальным их определением.
Некто говорит: "Я занимаюсь разработкой и практическим внедрением прогностических концепций ситуативного инструментального и операторного воздействия на сложные самоорганизующиеся системы." ...ску-учно! И ни фига не понятно. Не катит в общении среди неспециалистов.
Но вот, тот же человек говорит то же самое, но в других терминах: "Я - маг. Занимаюсь магическим воздействием на людей с использованием амулетов, наговоров (спеллов) и личной внутренней силы!"
...ВАУ! (как говорят там, у них) Это - круто! Значимо! Впечатляет и удивляет! И создается впечатление, что все понятно и возвышенно просто. Потому, что (!) написано море сказок. снята куча фильмов, рассказано немеряно баек о том, что маги - это тако-ое! Это просто здорово, страшно, необычно! ...а еще некоторые имеют хвост и могут заблудиться в иных измерениях. Но это - к слову.
И очень многие начинают считать, что уж им-то вполне понятно, что такое магия, и уж они-то не ошибутся, увидев МАГА идущего им навстречу. (Он обязательно в некоторого мешковатого вида хламиде, руки воздеты к верху, в руке - некий светящийся артефакт. Глаза горящие, смотрят в никуда...)
Вообще, что это я горячусь так? Тема эта уже обсуждалась - переобсуждалась. Людям хочется чуда. Причем, чуда зрелищного, импрессионистского, которым можно восторгаться после кружечки пива (для многих), которому можно поклоняться и иметь его в качестве душевной опоры в жизни (для остальных)...
Помните, в "Гардемаринах", высказывание Ледащева? "Всем нужен Бог! Всем... Но не каждый может помолиться..."
Вот и магией многие начинают увлекаться потому, что надо же иметь нечто, что способно поддержать в жизни морально. Вера… какая ни то… Лучше, если вера в сказку про доброго волшебника, который «прилетит вдруг, в голубом вертолете». Или про того, который виноват во всех неприятностях (и на которого можно свалить все свои неудачи).
Ну, и, как резюме… Есть магия, есть. Только надо отделять мух от котлет. Сказку, которая призвана скрасить серый, неуютный в моральном плане быт и тяжелый труд по изучению законов окружающего мира для коррекции некоторых его проявлений…
Но беда еще и в том, что сказку эту, раз приняв ее в качестве объективной реальности, начинают тут же навязчиво впихивать в модель мира. К тому же – впихивать не просто настойчиво, но и сообразуясь с собственными утилитарными представлениями о том, какое именно место в этом мире занимает такого рода магия.
Давайте представим себе простейшую ситуацию. Приходит больной человек к врачу и говорит:
Слушай, врач, у меня все болит, руки не гнутся, ноги не ходят, сердце колит, цирроз в печени, кровь в моче, камни в почках и третья степень ожирения. Вот тебе денег (немного, долларов десять), сделай так, чтобы у меня все прошло и быстро. Только так сделай, чтобы ты ко мне не прикасался, не заставлял меня глотать лекарства и вообще не заставлял что-то делать. Трудись сам, ведь я тебе денег дал. А не сделаешь – всем расскажу, что ты не врач, а шарлатан, и вся твоя врачебная наука – сплошное надувательство.
Разумеется, в реальной жизни врач пошлет такого человека в дальний путь с несколько эротическим уклоном. И его никто не осудит, и он будет прав.
Совсем по-иному ситуация складывается, когда с похожей просьбой человек приходит к магу.
Слушай, маг, говорит он. Сделай-ка мне приворот, да покрепче. А то та чувиха на меня красавца и умницу глядеть не хочет. Говорит, что и жирный я, и изо рта у меня воняет, и матом с ней разговариваю. А еще ей чегой-то не нравится, когда я ее за сиськи хватаю, и что смеюсь громко, когда моих любимых Бивиса и Батхеда по ящику показывают. Блин, интилигетку из себя корчит! Мне меняться? Да ты че, колдун? Обалдел совсем? Да я ж – мечта каждой бабы, только эта – какая-то ненормальная… и еще – та… и еще… Короче действуй, раз колдун…
( Другой вариант – Колдунья, приворожи мне его! А то, когда я его два раза отымела, он не возражал, а когда я ему сказала, чтобы он позвонил жене и послал ее, потому что ему со мной лучше, он застеснялся. Да хрен с ним, в общем-то, но я хочу, чтобы он помучился и в ногах у меня повалялся. Я же – умница-красавица Каждый день ногти крашу, колготки у меня с люриксом, а уж интеллектуалка!.. Целых два журнала с комиксами прочитала!.. Мамочка всегда говорила, что для любого мужика я – тот еще подарок. А этот – козел такой, упирается… В общем, ты ворожея, ты и привораживай!)
Разумеется, я несколько утрирую, но, положа руку на сердце, разве никто из магов и магинь ни разу не сталкивался с чем-либо подобным?
Приходит некто и, с чувством описывая собственные душевные терзания, просит сделать приворот или порчу, готов заплатить деньги (иногда даже немалые), но напрочь отказывается понимать, что его собственное посильное участие в решении его же собственной проблемы есть условие неизбежное и главное.
После чего происходит не только личное разочарование в магии и магах, но и вполне естественное в такой ситуации внутренее озлобление – «вот, мне не помогли! Значит, все маги – шарлатаны и жулики, которые только и ждут, чтобы выманить последнюю сотню (тысячу) долларей из бедного клиента!»
Кроме того, стоит учитывать ту мысль, то распространенное мнение, что маги по определению своей сущности просто-таки обязаны (непонятно, правда, кем и каким образом) прикладывать усилия к всемерной помощи страждущим. А уж если не прикладывают, то они, однозначно, - не просто жулики, но и сатанисты, шизофреники, нехристи, душегубцы окаянные и прочий подрывной элемент.
В той среде, в которой мы существуем, отстраниться, абстрагироваться от влияния этой среды практически невозможно. Вот и приходится все время создавать некую иллюзию, способную не только оградить собственное «я» от внешнего негативного воздействия, но и позволяющую использовать ее для создания некоего базиса сознательного отнесения себя к упомянутой категории живых существ – к магам.
Таким образом, мы можем сказать, что маги - люди (существа), которые ставят себе жизненной целью качественное расширение представлений об окружающем мироздании. В том числе, и о новых способах влияния на это мироздание.
С одной стороны - использование неких наработанных, базовых техник постижения (ритуалы, инструментарий, изменение собственных сил и ресурсов и т.д.). С другой стороны - отказ от зашоренности восприятия, штампов, умение отказаться от предвзятости и единствености точек зрения, умение и техники распознавания иллюзорности и ложности восприятия.
В любом случае, Путь Мага - это путь накопления системных знаний, очищенных от иллюзорной шелухи (и воспринимающих эту шелуху объективно, именно, как явление, сопутствующее любому процессу познания).
P.S. В эту статью включены некоторые рассуждения и мысли, которые уже высказывались мной в том или ином виде на форуме Инфополя. Прошу не судить строго за допущенные повторы, без которых мне, право, было бы сложно дописать эту статью…

(С) Кара Мерген 30-08-2004

Хостинг от uCoz